10:42 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ.ИСТОРИЯ. | |
ВОСПОМИНАНИЯ ЧИЧЕРИНА Б.Н. О «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГОРЯЧКЕ» В 70- х гг. ХIХ в. Железнодорожное строительство особенно быстро развивалось во второй половине 60-х и 70-х гг. ХIХ века. В 1857 г., когда был опубликован указ «О сооружении первой сети железных дорог в России» (см. предшествующую статью), во всей стране было всего 1000 верст железнодорожного пути. В 1865 г. в России было уже 3500 верст железных дорог, В 1871-10200 верст, а в 1881г.-21100 верст. Частный акционерный капитал вновь вложенный в железнодорожное строительство в 1861-1870 гг., составил 698 млн.руб, правительственные железнодорожные займы к 1877 г. составляли18333 млн. руб. Железнодорожная горячка началась с открытия фон Дервизом в 1866 г. железной дороги Рязань-Козлов. Воспоминания Чичерина Б.Н. связаны с этим периодом железнодорожного строительства. Б.Н. Чичерин (1828-1905гг.) - ученый и публицист, крупный помещик, умеренный либерал, был много лет гласным Кирсановского уездного и Тамбовского губернского земских собраний. С 1881-1883 гг. был московским городским головой. «…Это была пора железнодорожной горячки. Уже с самого начала царствования Александра II, когда для частной предприимчивости открылось широкое поприще, стали возникать общества для построения железных дорог. Первое образовавшееся частное общество получило концессию на дорогу от Москвы до Саратова. Сначала, однако, дела его шли плохо. Московский банкир Марк, который был главным акционером, разорился на этом предприятии. Но затем оно перешло в руки фон Дервиза, который дал ему совершенно другой оборот. Он не только достроил участок от Москвы до Рязани, которым вследствие безденежья ограничилась старая компания, но он сам взял концессию на следующий участок от Рязани до Козлова и на этом нажил многие миллионы…За ним кинулись и другие; в дело вмешались Земства, которые хлопотали о проведении дорог по своим губерниям. В Петербурге открылся настоящий рынок. Концессию получали те, которые умели деньгами и интригами привлечь на свою сторону влиятельных лиц. Между тем, как недавние преобразования более и более искореняли старую язву взяточничества в провинции, в высших бюрократических целях оно получило страшное развитие. Для людей, ищущих заработать деньгу, соблазн был громадный. «Тут сидишь себе всю жизнь - говорил мне Садомцев Дмитрий Васильевич (предводитель Тамбовского уездного дворянства и председатель управы) - работаешь как вол, и наколотишь, наконец, каких-нибудь десять, двадцать тысяч, а приедешь в Петербург, тебе говорят: что это за пустяки? Можно в несколько дней получить сотню тысяч; умей только обделать дело».И многие земцы поддались искушению. Первый пример подал орловский губернский предводитель Шереметев. Пользуясь связями, он выхлопотал для орловского земства концессию, которую передал Губонину (П.И. Губонин - крупный капиталист, вышедший из крепостных крестьян, известный в то время железнодорожный предприниматель ), с уплатою миллиона земству и почти такого же магарыча себе…В то же время была построена и Тамбовско - Козловская дорога. Здесь главным деятелем был козловский уездный предводитель Горсткин, который на ней нажил себе состояние. Затем тамбовский губернский предводитель Башмаков выхлопотал себе концессию на проведение линии от Ряжска на Моршанск и далее на Сызрань, на этот раз даже с правительственной гарантией. У министра внутренних дел Тимашева было огромное имение в Оренбургской губернии, откуда нужен был сбыт. Естественно, что эта дорога была сочтена существенно важной для государства». | |
|
Всего комментариев: 0 | |