Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Октябрь » 27 » ЖИВАЯ СТАРИНА
07:16
ЖИВАЯ СТАРИНА
В каких случаях говорят? Откуда пришло выражение…

«Аркадская идиллия». Аркадия - центральная гористая часть Пелопонеса в Греции. В классической литературе ХVII-XIX вв. изображалась как страна, где протекает счастливая жизнь земледельцев и пастухов. Название этой страны и выражение «аркадская идиллия» употребляют иронически как синонимы беззаботной и счастливой жизни.

«И ты Брут». Предание, что умирающий Цезарь с такими словами обратился к Бруту, своему другу, находившемуся среди  заговорщиков, предавших Цезаря смерти на ступенях Сената, историками опровергается. По трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» фраза эта стала крылатой для характеристики неожиданной измены друга.

«Восьмое чудо света». «Семь чудес света»- так часто называли в древности семь произведений зодчества и ваяния, превосходивших все другие размерами, формой убранством и т.д.

1.храм богини Артемиды в Эфесе;

2.статуя Зевса в Олимпии работы Фидия;

3.Колосс Родосский - огромная статуя бога Гемоса (более 70 м высотой), воздвигнутая греками за 300 лет до н.э. у входа в гавань на острове Родос;

4. пирамида – гробница египетского фараона Хеопса, построенная более чем за 2 тысячи лет до н.э. на берегу реки Нил. Она имела в основании квадрат со сторонами 233 м. и возвышалась на 146,5 м;

5.висячие сады вавилонской царицы Семирамиды;

6.надгробный памятник карийского царя Мавзола в Галикарнасе, воздвигнутый в 351 г. до н. э., это сооружение (длина37,5 м, ширина 26,5 м, высота 42 м) в течение 15 веков(до разрушения землетрясением) вызывало всеобщее удивление. От него пошло слово «мавзолей» для обозначения выдающихся надгробных памятников;

7. башня-маяк, воздвигнутая в конце III в. до н.э., на острове Фаросе, у устья Нила, близ Александрии, имела 180 м. высоты.

«Восьмое чудо» говорят иронически, когда имеют в виду что-либо замечательное.

«Дамоклов меч». По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший(432-367 гг. до н. э.) решил проучить одного из своих царедворцев- завистника Дамокла. На одном из пиров Дионисий посадил его на свое место, распорядившись, повесить над его головой на конском волосе острый меч-символ опасностей, которым подвергается он - властитель. «Дамоклов меч» - символ непрестанно угрожающей опасности.

«Боюсь данайцев, даже дары приносящих», «дары данайцев». Греческая легенда о взятии Трои гласит: данайцы подарили троянским богам большого деревянного коня. Жрец Трои Лаокоон, увидев этого коня под стенами Трои, якобы воскликнул, как говорится в «Энеиде» Вергилия: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже и дары приносящих». Он призывал сограждан уничтожить деревянного троянского коня, но его не послушали. Как известно, внутри огромного деревянного коня находились греческие воины. Троянцы, не видя, рядом с конем ни одного  воина, приняли решение внести этот подарок от вражеской армии к себе в город. Ночью греки  выбрались из деревянного коня, перебили стражу и открыли ворота Трои. Результат - троянцы были побеждены, а выражение «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», употребляется как предостережение от излишней  доверчивости, а «дары данайцев» - коварные дары, несущие гибель для тех, кто их получает. Опасный дар!

«Авгиевы конюшни». По древнегреческой легенде, Геракл взялся вычистить обширные конюшни царя Элиды Авгия. Конюшни на протяжении многих лет не чистились. Сделал он эту работу за один день, пропустив через конюшню реку, воды которой унесли весь навоз. Уже в древности выражение «Авгиевы конюшни», стало крылатым, употреблялось не только в применении к очень грязному помещению, но и для обозначения беспорядка, сильной запущенности в делах, когда для устранения  требуются огромные усилия.

«Паника». В греческих мифах бог лесов, полей  имел имя-Пан. Он наводил безотчетный страх на людей, особенно, на путников в глухих, уединенных местах. Страх способен охватить множество людей, целое войско, заставляя пускаться в бегство с поля боя, совершать безрассудные поступки. Отсюда появилось и слово «паника».

«Между Сциллой и Харибдой». В «Одиссее» Гомера красочно описаны трудности, поджидавшие мореплавателей, проходящих Мессинским проливом, поскольку на прибрежных скалах его обитали два чудовища – Сцилла(лающая) и Харибда(водоворот). Корабль оказывался между двумя враждебными силами. Сцилла опасна тем, что:

«Мимо нее ни один мореходец  не мог невредимо

 С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,

Разом она по шести человек с корабля похищает ».

А перед вторым чудовищем ,Харибдой, бессилен бывает и сам бог морей Посейдон, когда она: «…Три раза в день поглощает и три раза в день извергает Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает…». Выражение «между Сциллой и Харибдой», означает попасть в безвыходное положение, когда верная гибель грозит сразу с двух сторон.

«Лаконичность, быть лаконичным». Простота и краткость речи спартанцев, населявших юго-восточную часть  Пелопонесса, называвшуюся Лаконией были известны уже  в древние времена. Выражение «лаконическая краткость»  имело хождение уже в V в. до н.э. о чем свидетельствует один из текстов Платона (427-347 гг.до н.э.).

«Перейти Рубикон». Выражение родилось, по словам автора жизнеописания Цезаря-Плутарха при следующих обстоятельствах. В 49 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь, двинувшийся с войсками на Рим, остановился у реки Рубикон, на южной границе Галлии. Здесь он долго обдумывал возможные последствия перехода границы Римского государства, понимая, что его действия могут оказаться пагубными для войска и для него лично. Наконец, сообщает биограф, он, отбросив сомнения, произнес: «Жребий брошен»- и направился к переправе. Выражение означает принятие решения, после которого отступления уже нет.

«Пришел, увидел, победил». Знаменитое сообщение Римскому сенату от Юлия Цезаря об одной из его легких побед в Малой Азии.

«Сизифов труд». Основатель и первый царь города Коринфа, прославившийся не только необычайной мудростью и дальновидностью, но  хитростью и плутовством. За то, что он разгласил тайны богов людям, он был жестоко наказан самим Зевсом. В подземном царстве, откуда он сначала сумел сбежать, но был возвращен богами, был  обречен вкатывать на гору огромную каменную глыбу. Каждый раз, почти достигнув цели, наблюдать, как эта глыба скатывается с вершины горы обратно. От его имени и пошло известное выражение о тяжелом, но безрезультатном труде.

«Ящик Пандоры». По словам древнего автора Павсания, ссылающегося на Гесиода, Пандора «была первой женщиной, прежде чем она появилась, не было вообще рода женщин».Олимпийские боги сотворили ее и послали на землю к людям в наказание за грех Прометея, похитившего небесный огонь По повелению громовержца бог – кузнец Гефест вылепил ее из земли, Афродита наделила ее обаянием, Афина научила всевозможным рукоделиям, Гермес –лукавым речам. Одним словом она стала одаренной богами личностью. Но, посылая ее на землю, боги дали ей ящик, наполненный всякими бедами, неприятностями и болезнями, запретив интересоваться его содержимым. Не в силах совладать с любопытством, она нарушила запрет и приоткрыла заветный ящик, выпустив на волю все, что было в нем скрыто. С этой поры все беды на свете приписываются любопытству женщины и ставятся ей в вину. «Ящик Пандоры» -источник несчастий и великих бедствий.

«Нить Ариадны», «Путеводная нить Ариадны». По греческому преданию, дочь критского царя Миноса, которому афиняне должны были раз в десять лет отсылать четырнадцать прекрасных девушек и столько же юношей. Судьба их была трагична: царь Крита отдавал их на съедение быкоголовому чудовищу Минотавру, жившему в страшном лабиринте.  Из этого лабиринта никто не находил выхода и погибал там. Греческий  герой Тесей решил освободить Афины от этой позорной дани. Дочь царя Миноса, прекрасная Ариадна, полюбила Тесея и дала ему клубок ниток. Воспользовавшись чудесной нитью, клубком  он вышел из лабиринта невредимым. Выражение «Нить Ариадны» - путеводная нить», дающая выход из затруднительного положения.

«Муки Тантала». Сын Зевса и Плуто (богини богатства) Тантал.  Тантал был любимцем богов, принимал участие в пиршествах на Олимпе. Но за жестокость был низвергнут в Татар. Задумав проверить видение богов, их проницательность и прозорливость, он пригласил их всех на пир  и приготовил угощение из загубленного им сына. Разгневанные боги не прикоснулись к страшному угощению, оживили мальчика, а отца-преступника обрекли в подземном царстве Аида на вечный голод и жажду среди окружающего его изобилия пищи и воды.

«Драконовсие законы». Афинский законодатель VIIв. до н.э. Дракон прославился чрезвычайно суровыми законами. У Плутарха в «Солоне», приводится предание о том, что законы эти были написаны кровью. Выражение «драконовские законы» употребляется как синоним суровых, жестоких мер.

«Гомерический смех». Громкий, раскатистый, неудержимый, неукротимый смех. В знаменитых поэмах Гомера так описан смех олимпийских богов.

 

Просмотров: 505 | Добавил: sitemacker | Теги: образные речевые выражения, уникальная статья, история фразеологизмов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: