14:20 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА | |
ФРАНЦУЗСКИЙ АВИАПОЛК
«НОРМАНДИЯ-НЕМАН» 1943 - 1945 гг.
В августе 1943 г. по указанию французского командования весь французский технический персонал истребительного авиаполка «Нормандия» с советско-германского фронта был отправлен в Алжир, для обслуживания французской авиационной техники. Французских авиатехников заменили советские. Летчикам «Нормандии» предстояло освоить самолет ЯК – 9, это была новая серия советских самолетов ЯК. Необходим был грамотный, готовый к обслуживанию технический персонал. Советская инженерно-техническая служба отвечала этим требованиям, она полностью обеспечивала боевую работу полка, поддерживая самолетный парк в полной боевой готовности. Для этого техникам приходилось постоянно работать по ночам, ремонтируя поврежденные в бою самолеты, устраняя появившиеся дефекты, готовя самолеты к полетам. Некоторые инструкции для летчиков переводились ими на французский язык, некоторые - снабжались красочными выразительными иллюстрациями. Своими успехами в воздушных боях летчики во многом были обязаны работе инженерно-технических служб на земле. С годами совместные советско-французские фронтовые будни, воздушные бои с общим врагом - фашистской Гарманией, выработали у однополчан чувство ответственности и боевой взаимовыручки. Об этом свидетельствует ряд фактов. Сбитый в бою лейтенант Якубов С. Ф., пробираясь к своим войскам на нейтральной полосе обнаружил тяжело раненого Жана Эмонье, сбитого в том же бою. Благодаря лейтенанту Якубову оба летчика добрались до своей части. Самолет капитана Мориса де Сейна 15 июля 1944 г. во время перебазирования из Дубровки (близ Смоленска) в район Вильнюса – Микунтаны был обстрелян и из бака началась течь бензина. Попытки летчика произвести посадку не увенчались успехом. Тогда командование приняло решение: Морису де Сейну приказали покинуть самолет. Однако Морис отказался воспользоваться парашютом для спасения своей жизни, т. к. вместе с ним в самолете находился его авиамеханик - Владимир Белозуб, у которого не было парашюта. Погибли оба. В подобной же обстановке в самолете ЯК-7У в том же районе 30 июля 1944 г. вместе погибли Бруно де Фальтан и Сергей Астахов. Летчик 18 гвардейского авиаполка Николай Пинчук в воздушном бою сбил 2 фашистских самолета и протаранил третьего, но сам вынужден был покинуть поврежденный самолет, выбросившись с парашютом. Фашисты стали в воздухе его расстреливать. Подоспевшая группа французских самолетов под командованием Роллана де ля Пуапа, разогнала немцев и стала прикрывать летящего на парашюте. Подоспел на помощь командир эскадрильи из 18 авиаполка и забрал истекающего кровью летчика. Постепенно складывается боевое братство. Ни разу французские пилоты не уклонялись от боя. Чаще они нападали первыми и выходили из боя победителями. Старший лейтенант Марсель Альбер, вылетев с эскадрильей на прикрытие своих наземных войск, первым заметил приближающуюся группу 20 немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Разделив эскадрилью на две группы он послал одну против истребителей, а со второй напал на бомбардировщиков. В результате было сбито 7 самолетов противника без собственных потерь. Марсель Альбер сбил в этом бою 2 самолета. Несколько позже подобную встречу с группой в 20 самолетов имел Жак Андре — ведущий в бой эскадрилью. Было сбито 6 самолетов противника без своих потерь. В августе 1943 г. из Алжира прибыло новое пополнение летчиков. Затем с авиационных баз Северной Африки в течение декабря 1943г. по апрель 1944 г. прибыло более 50 летчиков (Алжир и Марокко были освобождены французскими войсками). Были организованы 3 новые эскадрильи: 1.АЭ «Руан» - командир лейтенант Альбер Марсель 2.АЭ «Гавр» - командир капитан Ив Мурье 3.АЭ «Шербург» - командир капитан Беген Дидье. Вновь прибывшие летчики сначала освоили советскую летную технику - истребители Як-3 и Як-7. С 6 января 1944 г. началась интенсивная тренировка летного состава на истребителях Як-9. С утра до вечера шли учебные полеты. Марсель Лефевр тренировал вновь пребывающих летчиков. Тренировочные полеты, которые проводились на самолетах Як - 9 не обходились без происшествий. Так во время тренировочного полета по ведению воздушного боя самолет Мориса Бурдье столкнулся с самолетом лейтенанта Жюля Жуара. Последний покинул самолет с парашютом, но Морис Бурдье, развернувшись крылом зацепился за стропы парашюта и оба летчика погибли. Летчик Альбер де ля Пуап Фуко, пролетев бреющим на малой высоте, решил проделать фигуру высшего пилотажа - бочку над крышей единственного на аэродроме трехэтажного здания аэропорта. После поворота, в положении вниз головой самолет спикировал к земле и врезался в капонир (стоянка самолета). Летчик погиб на глазах у всех. Шарль Монье во время полета передал по радио, что охлаждающая мотор вода стала сильно закипать, а пары, омывая козырек кабины летчика, замерзают на нем, ухудшая обзор летчика. Руководитель полетов (с декабря 1944 г. командир полка) Луи Дельфино передал на борт самолета приказание - выключить мотор и идти на посадку. Высота полета, скорость самолета и посадочная площадка для этого были вполне достаточны. Но при посадке самолет повредил винт и разлетелся на части, врезавшись в дерево. Летчик остался жив. В 1944 г. эскадрилья была переименована в 1-й отдельный истребительный авиаполк «Нормандия» сражающейся Франции. 26 мая 1944 г. полк в составе четырех эскадрилий прибыл на 3-й Белорусский фронт. Полк принял самое активное участие в военных действиях по освобождению Белоруссии и Литвы. Были освобождены частями Советской Армии в ходе Белорусской операции города Витебск, Орша, Борисов, Минск, Вильнюс, Каунас, Алитус и др. Большой вклад внесли и французские летчики в этих военных операциях. Ими выполнялись следующие виды боевых заданий: сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, свободная охота, штурм наземных объектов, вылеты по тревоге, ночные полеты по обороне собственного аэродрома, полеты по связи и эскорты. Текущим ремонтом инженерно-технической службой полка было восстановлено 5420 единиц материальной части: это и замена моторов и восстановление самолета после его посадки на флюзеляж и т.п. За активное участие в освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских захватчиков и в форсировании реки Неман (21 июня 1944 г.) Приказом Верховного Главнокомандующего от 2 августа 1944 г. полку было присвоено наименование «Неманский». Так появилось полное название полка «Нормандия-Неман». Отличился авиаполк и в Восточно-Прусской операции. 25 августа 1944 г. был освобожден от немецко-фашистских захватчиков Париж. 16 октября 1944 года летчиками полка было сбито 29 самолетов противника без собственных потерь. За 12 дней наступления было сбито 103 самолета противника. Первая авиационная часть, которая перебазировалась в Германию, взятую советскими войсками, был полк «Нормандия- Неман». По случаю прибытия в Москву главы французского правительства, генерала Шарля де Голля, 9 декабря 1944 г. личный состав полка Верховным Главнокомандующим был приглашен в столицу, где им были вручены французские правительственные награды. В 1945 г. Войска 3 Белорусского фронта берут немецкие города Гумбинен, Инстебург, Фридлянд, Кенигсберг, Пиллау. За участие во взятии упомянутых городов Приказом Верховного Главнокомандующего в числе других частей была объявлена благодарность и полку «Нормандия - Неман». За время войны 19 раз полк был отмечен в Приказах Верховного Главнокомандующего. 19 февраля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награжден орденом Боевого Красного Знамени . Это было признанием боевых заслуг полка. С 1942-1945 гг. в полку воевало 108 французских летчиков, 40 французских техников. Полком «Нормандия-Неман» за этот период было выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых автомобилей, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, 3 завода, подвергнуто штурму 5 аэродромов и потоплено 2 катера. Боевые потери летчиков полка составили 34 человека, не боевые-8 человек. Большинство летчиков было награждено советскими и французскими орденами и медалями. Четыре летчика: Марсель Альбер, Марсель Лефевр, Ролан де ля Пуап и Жак Андре были удостоены звания Героя Советского Союза. По случаю окончания войны, Верховным Главнокомандующим и Главнокомандующим ВВС, в начале июня 1945 г. личный состав полка был приглашен в Москву, где были вручены советские и французские правительственные награды. Знамя полка было удостоено советских орденов Боевого Красного знамени, Александра Невского и французских орденов: Почетного Легиона, Креста Освобождения, Военного Креста с 6 пальмами и Военной медали. Газета «Правда» от 9 июня 1945 г. сообщала об отбытии из Советского Союза на родину французского авиаполка «Нормандия-Неман»: «В связи с окончанием военных действий в Европе французский истребительный авиаполк «Нормандия-Неман», успешно сражавшийся совместно с советскими летчиками на советско-германском фронте против гитлеровской Германии в ближайшие дни направится во Францию. По указанию Верховного Главнокомандующего СССР, авиаполку «Нормандия-Неман» были преданы в дар и в знак дружбы советского и французского народов самолеты Як-3 и авиационное вооружение, которыми французские летчики мужественно и с большим успехом пользовались на советско-германском фронте».15 июня 1945 г. полк «Нормандия-Неман» в составе 40 самолетов Як -3 вылетел с аэродрома Эльбинга и направился в Париж через города Познань, Прагу, Штутгардт и Сан-Дизье. На 7 транспортных самолетах С–47 с французами летели их советские коллеги - 30 механиков, техников и инженеров. Задачей советского инженерно - технического персонала являлось: обеспечение безаварийного перелета 40 самолетов ЯК - 3 через территорию 5 государств, обучение в течение 3 месяцев французского инженерно - технического персонала с последующей передачей им самолетов в постоянную эксплуатацию. 20 июня 1945 г. 40 самолетов ЯК-3 пролетели над Парижем и приземлились на аэродроме Ле-Бурже. Летчиками полка «Нормандия - Неман» были устроены для публики показательные выступления с показом техники высшего пилотажа на подаренных советских самолетах в 38 городах Франции. Прошли годы. Во французских ВВС появился вновь полк «Нормандия-Неман», но уже на самолетах «Мираж». Ветераны полка, воевавшие против фашистской Германии, во Франции организовали «Ассоциацию ветеранов полка «Нормандия-Неман». Она объединила бывших летчиков, офицеров штаба, французских техников и семьи погибших и умерших авиаторов. В составе московской секции Советского Комитета Ветеранов Войны действовал Совет техников-ветеранов полка «Нормандия-Неман», в который вошли около 120 человек. Комитет поддерживал постоянную связь с ассоциацией французских летчиков-ветеранов. В 1960 г. к визиту в Москву делегации ветеранов полка «Нормандия-Неман» поэтом Евгением Долматовским и композитором Марком Фрадкиным была написана песня об эскадрилье «Нормандия — Неман»: «Я волнуюсь, заслышав французскую речь, Вспоминаю далекие годы. Я с французом дружил, не забыть наших встреч Там, где Неман несет свои воды. Там французские летчики в дождь и туман по врагу наносили удары, А советские парни, в рядах партизан воевали в долинах Луары В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых. Ну а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить...» | |
|
Всего комментариев: 0 | |