14:22 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА | |
ФРАНЦУЗСКИЙ АВИАПОЛК «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» 1941-1943
гг. Чем
дальше от нас исторические события Великой Отечественной Войны, тем ценнее
воспоминания ее участников, особенно
если это ветераны национального французского авиационного соединения
«Нормандия - Неман». Архивные данные:
документы, фотографии, воспоминания ветеранов полка, среди которых были и наши
соотечественники - позволили проследить боевой путь сначала авиаэскадрильи, а затем истребительного авиаполка, воевавшего против
фашистской Германии на стороне советских военно-воздушных сил. В 1941 г. Председатель Национального комитета Свободной
Франции генерал Шарль де Голль в Лондоне сделал важное заявление, в котором говорилось о том, что война СССР с Германией решит судьбу мира. В связи с этим глава Французского правительства выразил желание, чтобы французы сражались против немцев на стороне Советского Союза. На предложение генерала Шарля де Голля направить в СССР в 1942 г. группу французских летчиков и техников, Советское правительство дало согласие.На авиационной базе Раяк в Ливане началось формирование добровольческой истребительной группы № 3 (ИГ № 3) Военно-воздушных Сил Свободной Франции, названной именем наиболее пострадавшей от фашистской оккупации провинции Франции – «Нормандия». Эмблемой группы был выбран герб Нормандии - два льва, на фоне красного щита. В 40-х годах ХХ в. во Французских ВВС группой назывался полк двухэскадрильного состава. Организация ИГ №3 была поручена командованием ВВС Свободной Франции трем опытным офицерам: майору Жозефу Пуликену, капитану Жану Луи Тюляну и капитану Альберу Литтольфу. 12 ноября 1942 г. личный состав группы ИГ №3 «Нормандия» отправился в СССР в составе 15 летчиков, 39 техников и 4 штабных офицеров. 29 ноября 1942 г. группа прибыла в город Иваново. Директивой Главного штаба ВВС от 25 ноября 1942 г. авиаэскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС Красной Армии и передана 6 Заградительной Авиабазе для стажировки и изучения советской летной техники, истребителей конструкции Яковлева. Так в составе Красной Армии появилось французское национальное авиационное соединение. Интересны биографические подробности некоторых французских летчиков. По своему происхождению это были аристократы, принадлежавшие к известным родам Франции, дети белоэмигрантов, а так же буржуа. Майор Жан Луи Тюлян - один из организаторов и первый командир эскадрильи бежал во время боевого патрулирования в воздухе на самолете с авиационной базы Раяк. Он перелетел из ВВС французского маршала Петэна, поддерживавшего фашистский режим, на авиабазу Англии в Каире. Так он оказался в авиации союзников, а затем в СССР. Его боевой заместитель капитан Альбер Литтольф находился на территории оккупированной Франции, где фашисты предлагали ему занять руководящий пост. Он отказался и бежал из оккупированной Франции в Англию, где и примкнул к ВВС Свободной Франции. Три летчика, которых называли однополчане «три мушкетера», Марсель Альбер, Марсель Лефевр и Альбер Дюран бежали во время воздушного боя из армии Петэна, перелетели на военную базу англичан, а затем вступили в ряды ВВС Свободной Франции. Один из ассов полка Жозеф Риссо бежал из франкистской тюрьмы в Испании. Работал грузчиком на турецком судне, позже оказался на базе Раяк в Ливане. Будущего командира авиаполка «Нормандия-Неман» - Пьера Пуйяд капитуляция Франции застала в Индокитае. На самолете Потез-25 он улетел в Китай, где был арестован. Месяц провел в тюрьме. Затем из Китая был отправлен в США, оттуда - в Лондон, затем правительство Шарля де Голля направило его в СССР в качестве командира полка «Нормандия - Неман». Газета «Правда» от 1 декабря 1942 г. № 335 так сообщала о прибытии в СССР летчиков Сражающейся Франции, изъявивших желание бороться бок о бок с советскими летчиками против общего врага – итало - германских фашистов: «В составе группы около 20 офицеров и 40 младших командиров и рядовых. Среди участников группы — ряд выдающихся французских летчиков уже отличившихся в войне против немецко-фашистских сил. Один из летчиков - капитан, уроженец Лотарингии, известный мастерством высшего пилотажа, сбил 6 и подбил 5 вражеских самолетов. Многие другие участники группы показали высокие образцы отваги и героизма в схватках с итало – германской авиацией ». С 1 декабря 1942 г. по 14 марта 1943 г. в Иваново шла учеба и тренировка. Освоение советской летной авиатехники, равно как и регулирование отношений с советскими военнослужащими, воспитанными с позиций классовой вражды, проходили в сложных условиях. Были погибшие во время тренировочных полетов среди французских летчиков - Морис Бурдье, Альбер де ля Пуап – Фуко, были летчики, оказавшиеся в экстремальных условиях во время тренировок и чудом уцелели: Шарль Монье, Пьер Жаннель, Александр Лоран, были случаи обстрела «классового врага» со стороны пилотов советских ВВС. Взаимовыручка и понимание придут немного позже. Закончив переподготовку 22 марта 1943 г. группа «Нормандия», официально названная эскадрильей, в составе 14 боевых летчиков, распределенных на две эскадрильи, вылетела на Западный фронт. Командир первой АЭ - капитан Прециози, командир 2 АЭ - капитан Литтольф. В апреле 1943 г. «Нормандия» вошла в состав 303 Смоленской истребительной авиадивизии под командованием генерал-майора авиации Захарова Г.Н. До августа 1943г. самолеты первой авиаэскадрильи обслуживались советскими авиатехниками, а второй – французскими. Французские пилоты энергично включились в боевую работу, выполняя задания по сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков, по прикрытию наземных войск, а так же ведя свободную охоту за самолетами противника. Эскадрилья «Нормандия» была французским национальным формированием: летчики носили темно синюю униформу французских ВВС и знаки отличия, командование эскадрильи было французским, все команды на земле и в воздухе отдавались на французском языке. Кроме документов, фотографий участников воздушных боев и авиатехников, интересны и юмористические карикатуры, нарисованные летчиком де Шане, иллюстрирующие армейские будни и военный быт французских пилотов: 1.Барон де Жоффр - министр снабжения эскадрильи. 2. «Лягушки спать мешают». Пилоты виконт де ля Пуап и Риссо воюют с лягушками. 3. «Великие военные стратеги». Лейтенанты Эшенбаум и Пистрак. 4. Герой Советского Союза лейтенант Ролан де ля Пуап и его маскотт «Зазут». Перед
началом Курской битвы Директивой Оргмобуправления ВВС № 513619 от 5 июля 1943
г. эскадрилья была переформирована в 1-й истребительный авиационный полк
«Нормандия» сражающейся Франции. Летчики «Нормандии» особо отличились в
знаменитой Орловско - Курской битве летом 1943 г. Жестокие воздушные бои они
вели в районе города Орел. В воздухе сталкивались группы самолетов
насчитывавшие несколько сотен. Эскадрильей
за 50 дней сражений было выполнено 120 боевых заданий, одержано 30 побед,
потери - 6 Большая группа летчиков за успешное выполнение заданий командования получила советские награды - ордена и медали. Итог воздушных боев за военную летнюю кампанию 1943 г., как вспоминали сами французские летчики, был таков: сбито 77 самолетов противника, 18 повреждено и 8 сбито предположительно. Потери составили 21 человек из 37 участников боев. Французское соединение понесло большие потери, поэтому с 20 июля советское командование вывело эскадрилью из боевых действий. style= | |
|
Всего комментариев: 0 | |