Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Октябрь » 21 » ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
12:17
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
О ЮНГАХ  ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 1942-1945 гг.

Изучая архивные документы о Военно-Морском флоте в годы Великой Отечественной войны я познакомилась с архивом  бывшего юнги Барышева Н.А.  Появилась возможность узнать о таком факте в истории нашего флота, как участие в боевых действиях против фашистской Германии подростков,  окончивших Школу юнг ВМФ. Что это было за явление в военной истории нашей страны, равно как и биографические материалы юнги Барышева Н.А. стали темой данной статьи. Слово «юнга» появилось в русском языке  из голландского языка во времена Петра I. Основав в 1703 г. на острове Котлин крепость Кронштадт, царь учредил в ней училище морских юнг. Юнги существовали затем на кораблях русского флота вплоть до начала ХХ в. В советское время военных школ юнг было две. Первая была организована на Валааме в 1940 г. Она готовила боцманов и имела соответствующее название «Школа боцманов». Но доучиться в ней юнги не успели - началась война и они приняли боевое крещение: на своих шлюпках вывозили бойцов с берега Ладоги на Валаам. Потом всех юнг включили в бригаду морской пехоты и бросили на Невскую Дубровку. Это был первый десант для попытки прорыва блокады Ленинграда. Там все валаамские юнги, кроме нескольких человек, погибли. В 1942 г. в Кронштадте в Учебном отряде собрали ленинградских беспризорников (человек 20-25) и создали группу юнг. Это была не школа, а просто маленькая часть в составе Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота. В последующие 2 года численный состав утроился. Но они готовились не на боевые корабли, а на вспомогательные суда. Однако в конце войны, когда не хватало на катерах личного состава,  воспитанники Кронштадтской школы юнг попали на боевые катера и воевали. Официально Кронштадтской школы юнг не существовало - набора в нее не было. В ответ на многочисленные письменные и устные просьбы  мальчишек военных лет отправить их на фронт, было принято решение наркомата Военно-Морского флота и ЦК ВЛКСМ о создании школы юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах. В приказе от 25 мая 1942 г., подписанном народным комиссаром ВМФ адмиралом Н. Г. Кузнецовым, было сказано: « В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ приказываю: к 1 августа 1942 г. сформировать при учебном отряде Северного флота школу юнгов ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать с сентября 1942 г.... школу укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 13-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами...». Что стоит за словами этого приказа? Что заставило командование ВМФ создать школу юнг? Какие же высококвалифицированные специалисты могли получиться за год учебы в тяжелых бытовых условиях с почти полным отсутствием материальной базы обучения из мальчишек подросткового возраста? Почему были возможны такие факты? Горя желанием воевать, некоторые мальчишки выправляли себе документы, чтобы начать учиться раньше, скрывали болезни, скрывали социальную принадлежность и национальность, и наконец, беспризорники, которых в годы войны было много. В стране идет набор в школу юнг!  ЦК ВЛКСМ строго определил области набора кандидатов в школу: в основном это были города Поволжья и Урала. Некоторым преимуществом при зачислении пользовались дети военных и воспитанники детских домов. Всего в школе было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 гг.). Сотни мальчишек приехали в Школу Юнг, чтобы получить морскую специальность. Многие из них знали войну по похоронкам, голоду, бомбежкам. Среди добровольцев были подростки и из партизанских отрядов. В Архангельске будущие курсанты проходили военно-медицинскую и мандатную комиссии, получали краснофлотскую форму. К огорчению многих ленточка на бескозырке с надписью «Школа юнгов ВМФ» не имела свободно выпущенных концов. Вместо них на правой ее стороне был бантик. Почему учить их надо было именно на Соловках? Почему выпускников школы, не достигших совершеннолетия, надо было отправлять на боевые корабли? Уже при основании школы юнг подразумевалось, что они будут принимать участие в боевых действиях. По международной конвенции юношей моложе 18 лет нельзя было призывать в армию. Советский Союз подписал Женевскую конвенцию после войны, но знал о ее существовании в годы войны. Поэтому в «Школу юнг» набирали только добровольцев. С 1940 г. в стенах монастыря на Соловках  располагался учебный отряд Северного флота, состоявший из пяти рот (готовили пулеметчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов, коков). Здесь и создали школу юнг, как говорилось в некоторых документах , чтобы не вызывать самовольных поездок молодежи на флоты. Общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Школа готовила рулевых, боцманов, радистов, мотористов, электриков, артиллеристов, морских саперов. В июле - августе 1942 г. 1307 юнги первого набора прибыли на Соловецкие острова. Первых мальчишек привезли ночью в жуткий шторм - так было безопасней: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море. Для школы был выделен район бывшего скита Савватиево, в 12 км от монастыря. Здесь стояли два двухэтажных корпуса, один из которых предназначался для классов, а в другом разместился штаб и командно - преподавательский состав. Юнги разбили для себя палатки. Им предстояло строить жилье, служебные помещения, оборудовать учебные кабинеты - по сути, своими руками создавать школу. К концу сентября землянки-кубрики, столовая, клуб были построены. Землянки строили по всем правилам. Внутри землянок настилался деревянный пол, устанавливались трехъярусные нары, ставили пирамиду для карабинов, печку.  В ноябре 1942 г. начался первый учебный год. Юнги приняли  военную присягу. Согласно Положению о юнгах ВМФ на них полностью распространялся Дисциплинарный устав ВМФ. Дни учебы были напряженными. Занимались по 10-12 часов в сутки. Над Соловками кружили немецкие самолеты, часто по ночам были тревоги, а утром - снова учебные классы, учеба.Огромная ответственность выпала на долю командно-преподавательского и старшинского состава. Они не только должны были дать прочные знания по специальности, но и многим воспитанникам заменить родителей. Учитывая эти особенности, Военный совет Северного флота исключительно внимательно подходил к подбору офицеров. Некоторые пришли в школу юнг после ранения из госпиталей. Начальником школы был назначен капитан I ранга Николай Юрьевич Авраамов,

потомственный морской офицер, опытный педагог — воспитатель. Он пользовался непререкаемым авторитетом среди всего личного состава, был требователен и в то же время заботлив к подчиненным. Воспитывались юнги на революционных и боевых традициях русского и советского флота. Каждый кубрик был своеобразным маленьким музеем. На стенах висели красочно написанные картины, посвященные истории побед Российского флота. Под каждой картиной табличка с краткой справкой о победе экипажей кораблей. Рядом с живописными полотнами - портреты русских флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова, Н. А. Сенявина, С. О. Макарова. На постаментах стояли модели кораблей, принимавших участие в сражениях. Примечательно, что все было сделано руками юнг. В школе с первых дней была создана художественная самодеятельность. Были в школе свои музыканты, певцы, танцоры,поэты.

Школа юнг. Острова Соловецкие.

Беломорские ночи и дни.

В них остались мечты наши детские,

В них развеялись сладкие сны.

А потом корабельные будни

И свинцовые ветры в лицо.

Занимали места у орудий

И сменяли погибших отцов...

Немцы знали  о существовании на Соловках учебного отряда Северного флота. Остров бомбили с воздуха, сбрасывали зажигательные бомбы - поджигали лес, травили воду в озерах (яды сбрасывали с самолетов). На Соловках стояло несколько зенитных батарей, юнги несли круглосуточное дежурство. Немецкие диверсанты высаживались и с подводных лодок и с самолетов (до линии фронта было 15 минут полета на самолете). Опасаясь диверсии, руководство школы выставляло часовых возле продуктовых  складов. Пищевой рацион школяров не отличался большим разнообразием: первое - суп из трески, второе-сечка с треской, третье-компот из хвои, чтобы цинги не было. Летом собирали и заготавливали бруснику. На время обучения в Школе на каждого юнгу устанавливалось денежное содержание 8 руб. 50 коп. в месяц, но все эти деньги, так же как и сбережения преподавателей Школы перечислялись в Фонд обороны страны. В марте 1943 г. личный состав школы собрал деньги на постройку торпедного катера «Юнга» (160тыс руб. и 40 тыс.  руб. облигациями). Торпедный катер «Юнга»  участвовал в боях на Черном море в составе  1-й Севастопольской бригады торпедных катеров.После обучения, которое длилось около года, мальчишки отправлялись на боевые корабли. Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также в Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях. Героизм Соловецких юнг неоспорим. Мальчишки, прошедшие школу выживания на Соловках, привыкли действовать на свой страх и риск. Каждый четвертый юнга погиб. Это страшная статистика. Дети ведь! Но воевали, подвиги совершали и награды получали наравне с взрослыми бойцами и без скидок на возраст. Один из них напишет «Мы первую любовь узнали позже, чем первое ранение в бою». В 1972 г. к северу от Соловецкого Кремля, на склоне древнего вала, во время первого слета юнг-ветеранов был установлен памятник воспитанникам Школы юнг. Скромный серый обелиск. По сей день приезжают на Соловки бывшие юнги, находят только им ведомые приметы школы.

Николай Александрович Барышев

 в 1942 г. закончив 6 классов, через комсомольскую организацию направил заявление с просьбой зачислить его в Школу юнг.  Он попал в первый набор. Закончил ее в 1943 г, получил специальность радиста. Военную присягу принял в 14 лет. После окончания школы был зачислен на Балтийский флот на катер Р-14, 1-й краснознаменной бригады траления 2-го Краснознаменного дивизиона катерных тральщиков.

Катерные тральщики занимались поиском и обезвреживанием морских мин, освобождали от них фарватеры, иными словами - морские саперы. Прошел с боями от стен Ленинграда до немецкого города Травелюнга. Послужной список Н. А. Барышева: юнга-матрос-старшина 2 статьи. В звании старшины 2 статьи стал начальником связи дивизиона. Участвовал в 2-х десантах: в октябре-ноябре 1944 г. на островах Эзель и Даго (в Эстонии). Награжден орденом Красной звезды, медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией».Был демобилизован в 1950 г.


Просмотров: 1806 | Добавил: sitemacker | Теги: история Великой Отечественной войны, школа юнг, юнги, уникальные статьи, Барышев Н.А. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Владимир  
0
В этом году исполняется 70 лет со дня основания Школы юнг на Соловецких островах. Мне приходилось служить с выпускниками этой школы. Все прекрасно отзывались о тех временах. Хотя время, да и жизнь у мальчишек той поры была трудная. Помнить надо о этих ребятах и отдавать им дань уважения!

Имя *:
Email *:
Код *: