17:47 Кинематограф.Образование.Историческое краеведение.Сибири. | |
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КИНЕМАТОГРАФА УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ОМСКА В 1912-1917гг. ХIХ век подарил человечеству такие изобретения как фотография и кинематограф. Возможности нового вида изобразительного и игрового искусства использовались в то время не только в развлекательных, но и в образовательных целях. Фотографию использовали для изготовления наглядных пособий. Кинематограф со временем стали использовать для научного просвещения учащихся. В статье использованы данные архивных источников, позволяющих проследить динамику привлечения нового вида изобразительного искусства в образовательный процесс омских учебных заведений. Первые кинотеатры появились во всех городских центрах России в конце ХIХ – начале ХХ вв. В Омске, в манеже, 12 января 1897 г. впервые были продемонстрированы кинофильмы: «Человек и змея», «Столярная мастерская», «Улица Парижа», «Прибытие поезда». Первый стационарный кинотеатр в г. Омске К.Н. Лоранж был открыт в январе 1908 г. в доме Г. Л. Баранова (ул. Дворцовая). В 1909 г. один за другим открылись еще два: «Иллюзион» и «Ново-Американский электротеатр». В течение 1910 г. в Омске появились кинотеатры «Гигант», «Прогресс», «Модерн», «Салон», «Миньон». Репертуарная политика провинциальных кинотеатров подвергалась жесткому цензурному контролю как со стороны центральных, так и со стороны местных органов власти. Ведущим органом в этом отношении было Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел. В своем циркуляре № 11505 от 13 декабря 1908 г., направленном губернаторам, оно указывало на то, что «при разрешении публичного демонстрирования при помощи кинематографа картин, необходимо всякий раз сообразовываться как с сюжетом разрешаемых к демонстрированию картин, так и с теми основными указаниями, кои содержатся в действующих узаконениях. Исходя из сего не могут быть разрешаемы, например, к демонстрированию картины, противные нравственности и благопристойности (ст.45 Устава «О наказании» и ст.1001 «Уложений о наказании»), картины кощунственные ( ст. 73-74 «Уголовного уложения»), возбуждающие к учинению бунтовщического или иного преступного деяния (ст.129 «Уголовного уложения») и, согласно ст.138 «Устава о предотвращении и пресечении преступлений», картины, публичное демонстрирование которых будет признано неудобным местным условиям».(1, с. 68) Широкое развитие в Западной Сибири сети кинотеатров и необходимость постоянного обновления его репертуара способствовало появлению в 1908 г. в г. Тюмени первого в Сибири специального «Прокатного бюро» . Газета «Омский телеграф» в ноябре 1908 г. сообщила, что на складе этого бюро имеется более 50 000 метров разнообразных картин. Постепенно в Западной Сибири начала формироваться целая сеть предприятий, занимающихся не только организацией проката кинолент, но и торгующих кинооборудованием и оказывающих помощь в устройстве «кинематографических театров». Так в апреле 1910 г. «Омский вестник» поместил на своих страницах рекламное сообщение конторы Р.Н. Шребль. Контора разместилась в г. Омске на ул. Бригадной и занималась продажей аппаратов и принадлежностей к ним, а также покупкой, продажей и прокатом картин «на выгодных условиях». В этом же году господин Г.И. Заковский - представитель кинематографической компании в Омске «Братья Пате в Париже «Кинематограф для всех» (располагалась компания на ул. Тобольской №21, угол Блохинской) направил в городскую училищную комиссию Омска письмо следующего содержания: «Уже давно настала пора тем, кто считает себя духовными руководителями, педагогами, общественными деятелями обратить внимание на те неоценимые блага, которые скрывает в себе кинематограф как проводник знаний и культуры. Состоявшаяся в Германии, Берлине, конференция старинного общества распространения народного образования, вынесла единогласную резолюцию о выдающемся образовательном значении кинематографа». Городская училищная комиссия, рассмотрев письмо г-на Заковского, на одном из своих заседаний, обсудила возможность использования нового вида искусства в образовательном процессе учащихся. Было решено использовать для этих целей кинотеатр «Прогресс». Почему выбор пал именно на этот кинотеатр? Во 2-ой половине ХIХ в. в г. Омске было создано «Общество попечения о народном образовании». В 1910 г. именно этим обществом при поддержке городского самоуправления на территории «Детского сада» (территория принадлежала «Обществу попечения о начальном образовании») по Санниковскому проспекту был построен кинотеатр «Прогресс». Находился этот кинотеатр, как неоднократно отмечали местные предприниматели, на «бойком месте». Это было одноэтажное бревенчатое здание, имевшее 6 печей,17 окон и 13 дверей. Полы и потолки - деревянные, окрашенные, стены были оклеены обоями. При театре были беседка, навес для летней демонстрации картин (навес был открытым: на столбах, крытый брезентом). Вместимость этого кинотеатра - 400 мест. Стоимость посещения от 30-50 коп. Городская училищная комиссия рекомендовала его посещение учебным заведениям, казенным и земским учреждениям, обществам трезвости, войсковым частям и т.п. Она же на очередное свое совещание вынесла на повестку дня следующие вопросы: 1. Рассмотрение репертуара картин для сеанса в кинотеатре «Прогресс». Здесь особое место отводилось классической и исторической драме, естествознанию, географии, этнографии, хронике выдающихся событий. 2. Распределение (фактически, составление графика) посещения учебных сеансов кинематографа омскими учебными заведениями . 3. Проведение в помещении кинотеатра «Прогресс» для омских учебных заведений таких мероприятий как «Литературные утра». (Мероприятия готовились силами учащихся и посвящались творчеству Л. Н.Толстого, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского и др. Ставились спектакли «Бедность не порок», «Волшебная флейта» и пр.-прим. авт) 4. О бесплатном посещении омскими учебными заведениями кинотеатра «Прогресс» На заседании комиссии неоднократно отмечались положительные возможности кинематографа во всех областях науки (за исключением математики и философии). Признавалось технически возможным оживить на полотне кинематографа медицину, зоологию, ботанику, химию, географию, историю. Было принято решение о бесплатном посещении кинематографа учебными заведениями Омска с целью повышения их знаний. Так в 1912-1916 гг. кинотеатр «Прогресс» стал культурно-просветительным центром в Омске. Он соответствовал техническим достижениям своего времени. Способы и методы государственной цензуры того времени, отработанные на театрально-зрелищных мероприятиях, были перенесены и на кинематограф.
После октябрьских событий 1917 г. резолюцией Омского Совета Рабочих и Солдатских депутатов от 11 августа 1917 г. статус кинотеатра «Прогресс» как культурно-просветительного центра был сохранен. Позже было принято решение пристроить к нему дополнительную сцену. Сцена была необходима в виду предстоящих выборов в учредительное собрание и отсутствия у города подходящего помещения для народных спектаклей, лекций и проч. Культурно-просветительная комиссия имела в своем распоряжении солдат, актеров, лекторов, которым отводилась определенная роль в пролетарском, революционном образовании и воспитании граждан. Так формировался образовательный процесс учащихся в начале ХХ в. | |
|
Всего комментариев: 0 | |