07:33 ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ | |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ В РОССИИ В 20-30-егг. ХХ в. ПРОЛЕТКУЛЬТ В ФОТОГРАФИИ. 7 января 2014 года исполнилось 175 лет гениальному изобретению человечества — фотографии. Этот вид изобразительного искусства, возникший в ХIХ в. прошел сложный путь в своем развитии. В ХIХ в. фотография развивалась, как и живопись (ее в то время называли «живописью для бедных»), по своим законам: существовали определенные требования к ее исполнению, оформлению,рекламе, именитые фотографы России объединялись в сообщества, соперничали за право иметь знатных клиентов, боролись за свои авторские права. Начало ХХ в. внесло свои коррективы в процесс развития фотографического дела в нашей стране. Основной директивой к развитию фотографии после 1917 года становится тезис - «Фотография должна стать доступной широким массам трудящихся наравне с общей грамотностью. Фотограф, портретная фотосъемка должны удовлетворять культурные запросы широких масс трудящихся». В связи с этим появилась необходимость в фотообразовании, организации плановой подготовки фотографов для политической агитации. В целом после 1917 года фотографию рассматривают прежде всего как средство пропаганды и предмет идеологического воздействия на массовое сознание. На VIII съезде РКП(б) 18-23 марта 1919 года была принята резолюция о политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне. В этой резолюции, явившейся одним из самых ранних послеоктябрьских принципиальных партийных документов, имевших отношение к фотографии, как области идеологической практики, говорится о необходимости устраивать чтения в школах, волостных совдепах и избах-читальнях для коммунистической и политической агитации. «Такие чтения желательно сопровождать наглядными демонстрациями при помощи кинематографии или волшебного фонаря, беллетристическими чтениями, концертными номерами для привлечения большого количества посетителей... Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.) — должно стремиться не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде». В этой резолюции имеется косвенное указание на использование фотографии для пропаганды в массах при помощи волшебного фонаря, т. е. посредством показа диапозитивов, а так же посредством устройства фотовыставок. Для государственного руководства фото и киноделом народный комиссариат просвещения в 1918 году создал фото и кинокомитеты в Москве и Петрограде. Комитеты, в свою очередь, создали в своей системе отделы фотосъемки текущих политических событий на местах. Это были первые ячейки государственного фоторепортажа.27 августа 1919 года было принято правительственное постановление о национализации фото и кинопромышленности и торговли соответствующими им товарами, а затем передачи указанного в ведение народного комиссариата просвещения. Наркомпросу предоставлялось право национализации всей фотопромышленности в целом и отдельных фотокинопредприятий, право реквизиции, установления твердых цен на фотоматериалы и фотопродукцию. После издания этого постановления, в сентябре 1919 года национализируются склады фототоваров фирмы Кодака и других иностранных предприятий в Москве и Петрограде, национализируются также фабрики фотопластинок в Москве, отдельные частные фотопредприятия. 1918-1919 гг. — годы гражданской войны в стране. Естественно, в этот период фотография не могла развиваться в плане большого искусства. Снимки фиксировали события революционной эпохи в городах и селах. Они не отличались высокими художественными достоинствами. В то время главное внимание уделялось документальности съемок и их количеству. Из распространенных в то время форм агитационно-пропагандистского использования фотоснимков надо отметить фотовитрины и фотовыставки на улицах городов и в учреждениях. Первые агитвитрины стал устраивать Петроградский кинокомитет. Кинокомитет организовал в 1919 г. еженедельные сменные агитвитрины из фотоснимков на темы текущих событий в 12 районах Петрограда. В 1920 г. Всероссийский Фото Кино Отдел (ВФКО) Наркомпроса организовал такие же витрины в 60 пунктах Москвы. На фотографиях были сняты и заседания комиссий разного уровня, воинские соединения и их комиссии, застенки и жертвы времен гражданской войны и интервенции, городская хроника. Так фотографы старались соответствовать партийным требованиям своего времени. В России до начала 20-х годов фотоателье профессиональных фотографов, осуществлявших съемку граждан, еще работали самостоятельно. Традиции в оформлении фотографии, существовавшие с ХIХ в.: паспарту, личный авторский знак мастера на фотографии - сохранялись до конца 30-х гг. ХХ в. Качество паспарту и фотобумаги в этот период оставляют желать лучшего, съемка становится небрежнее, авторская подпись – скромнее, а иной раз почти незаметной. В 1921-1922 гг. в соответствии с принятыми постановлениями, в стране с одной стороны происходит создание всевозможных артелей из объединившихся фотографов, с другой стороны начинается национализация и повсеместная передача фотоателье из рук частных владельцев в ведение местных ведомств. Так 7 июля 1921 года на основании постановления ВЦИК о промысловой кооперации,например, в Омске была учреждена 1-я Сибирская кооперативно-художественная стеклография по производству стекло, фото, цинко художественно-фотографических изделий. Как попытку сохранить свое дело, создавая модные в 20-х годах артели по совместному производству, следует рассматривать организацию в этом же году здесь же «1-ой артели первоклассных фотографов-профессионалов "Искусство"». Артель имела право на заключение договоров, на производство всевозможных фотографических работ со всеми учреждениями города. Возглавил артель известный городской фотограф Иосиф Михайлович Кулага. 24 августа 1921 года артель заключила с омской губернской фото и киносекцией, находящейся ведении Наробраза договор следующего содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, Омская губернская фото кино секция, с одной стороны, и артель первоклассных фотографов профессионалов "Искусство", с другой стороны, заключили договор в нижеследующем: Губернская фото кино секция передает Артели "Искусство" право на проведение следующих работ по фото и кино хронике: съемку показательного научного, агитационного и образовательного характера, как-то музейные редкости, жизнь учреждений, учебных заведений, армии, рудников, копей, заводов, детских домов, приютов, проведений различных технических усовершенствований, в учебных кабинетах под наблюдением профессоров, а также позволяет снимать в лабораториях различного рода исследования. Кроме того фотографы имеют право переснимать диаграммы и различные материалы для лекций, выполнять вообще все работы по фото и кинохронике. Все работы артель выполняет из имеющихся у них материалов (или приобретает их по ценам рынка). В случае не нахождения фото и кино материалов секция приобретает их по твердым ценам в Москве, Петрограде и Киеве». Документ интересен самим перечнем работ выполняемых фотографами того времени. Потребности времени диктуют свои условия существования фотографии. Если в ХIХ и начале ХХ вв. фотография пытается развиваться в плане большого искусства, то 20-е годы на первое место выдвигают ее прикладное значение. В это время Народный Комиссариат Просвещении страны, в частности его глава, А.В. Луначарский, считает необходимым ввести преподавание фотографии в советских школах: «Для нас важно внести благодеяния фотографии в самую народную гущу, дать ее в руки всему народу. Как каждый образованный человек обязан иметь часы, так он должен уметь владеть карандашом и фотографической камерой. В Советской России будет как всеобщая грамотность, так и фотографическая в частности», — писал в одной из своих статей нарком Луначарский. К концу 20-х годов ХХ в. в стране сформировалось фотолюбительское движение. Стали создаваться кружки фотографии при рабочих клубах, заводах, учреждениях. В Омске открываются первые краткосрочные курсы по фотографии для учителей. Общую тенденцию в развитии фотолюбительства можно охарактеризовать с точки зрения формалистической теории: задача фотографа — снимать факты жизни так, как улавливает их фотоаппарат, видит объектив, а не человек. Из снимков, запечатлевших факты, зритель составит обобщенное представление сам о том или ином явлении жизни. Даже в портрете предлагалось не искать сходства, а, не считаясь с моделью, снимать человека врасплох. В этот период появляется много снимков, не обладающих никакими художественными достоинствами. К этому и не стремятся фотографы. Обращает на себя внимание тот факт, что постепенно снижается уровень и качество изготовления фотографий, постепенно утрачивается понятие — авторская фотография. Об авторском праве, за которое в начале ХХ в. боролись профессионалы, видевшие художественные достоинства в фотографии, уже никто не вспоминает. Приметой времени в 30-х годах стали новые надписи на паспарту омских фотографий: «Фотолаборатория Западно Сибирского краевого музея», «Фотолаборатория Западно Сибирского областного музея», «Фотокружок Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства Омска» и т.д. На улицах российских городов повсеместно работают фотографы с использованием фанерного и картонного реквизита, изображающего самолет, коня и пр. Можно сняться в качестве летчика, всадника, героя-любовника и т. д. Такие фотографы получили в народе название — «пушкари». Индивидуальная работа «пушкарей» не оставила после себя сколько-нибудь значительного следа в фотографии в плане творческого поиска. Просто одно упоминание — «пушкарь», как примета времени. Фотовыставки на темы текущих городских событий пользуются в то время большой популярностью. 20-летие революции и знаменательные советские даты сопровождаются снимками достижений советской промышленности и колхозов. Снимки безымянные. Производственный пейзаж — монопольный жанр. В большинстве своем снимки невыразительные: серая пустота без облаков и солнца. Фотограф 20-30-х гг. снимал и сборку чесальных машин и обтачку маховиков, выпускников партийных курсов и учебных заведений, президиумы, группы. Примерно с 1928 года центральные газеты овладевают техникой изготовления высококачественной печати, цинковых клише. Увеличивается место для предоставляемых иллюстраций в ежедневной прессе. Фотография сближается с периодической печатью. Перед ней раскрываются темы широкого общественного диапазона. Это потребовало, с одной стороны, знания техники своего дела, с другой стороны, любительская и профессиональная фотосъемка объединяются в единой профессии — фотокорреспондента. Журнал «Наши достижения» за 1935 г. так охарактеризовал работу фотокорров первых лет пятилетки: «На каждой стройке в самом ее начале "с первых бараков" фоторепортеры находили неподалеку от строительства удобную позицию, господствующую над площадкой. Эта позиция становилась местом стоянок фоторепортеров. Они наезжали в феврале и в августе, снимали и уезжали. Земля здесь была истыкана ножками штативов». Генеральным жанром того времени были панорамы строительных площадок (не было большей беды для Союзфото, как упустить момент эпохального строительства). В одном снимке вся она! Большие, в 2-3 км, строительные площадки не мог охватить ни один объектив. Тогда фотограф снимал в несколько приемов с одной позиции весь фронт строительных работ по кускам, потом в редакции подгоняли куски и склеивали. Фоторепортер первых лет пятилетки — явление неизученное. Нет его имени под фотографиями, нет ни одной книги, отобразившей его работу, неизвестны его маршруты, но он был! Прикрепления: Картинка 1 | |
|
Всего комментариев: 0 | |