Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Октябрь » 8 » ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
11:03
ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ

ИСКУССТВО ВИДЕТЬ - ФОТОГРАФИЯ

7 января 2014 года исполнилось 175 лет гениальному изобретению человечества — фотографии. Привычные для современников  фотоаппараты, фотопленка, фотография, фотоальбом, существовали далеко не всегда и выглядели совершенно иначе. Эти предметы, как и многое  другое из окружающих сегодня нас вещей, имеют свою историю. Слово «фотография» происходит от двух греческих слов: «photo» — свет и «graphos» — пишу. Фотография, фотоснимок, фотокарточка — столь популярные термины ХХ века — в ХIХ веке в России имели другое, более романтичное, название— «светопись».С древнейших времен вплоть до ХIХ века потребность в наглядных образах, отображающих действительность, удовлетворялась изобразительным искусством. Художники рисовали картины, портреты, натюрморты при помощи карандаша, красок. Изобретение фотографии — первое светописное изображение — было получено художником. Имя его Луи Жак Дагер. Работал он в одном из парижских театров декоратором, был известным в то время живописцем, показывал эффектные световые картины. Картины рисовались по обе стороны полотен, и во время сеанса попеременно освещались спереди и сзади. Производили они при этом сильное впечатление. Дагер был известен не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Однажды летним утром, сидя у себя в мастерской, Дагер увидел на только что законченном полотнище декорации оптическое изображение наружных предметов, спроецированных лучами света через небольшое отверстие в ставне окна. На следующее утро он с удивлением заметил, что вчерашнее изображение оставило на декорации слабый отпечаток. Это и навело его на мысль о закреплении летучего светового изображения. Художник вел переписку с английским физиком и математиком Фоксом Тальботом, использовал опыт в гелиографии Жозефа Нисефора Ньепса. Три эти фамилии — Ньепс, Тальбот, Дагер — в истории возникновения и развития фотографии сыграли определенную роль. Но именно Дагер сумел разработать первые фотокамеры, открыл процесс проявления изображения на светочувствительной полированной посеребренной пластине (первые негативы были далеко не на гибкой пленке). Именем Дагера в течении 40 лет (с зарегистрированного Парижской Академией наук 7 января 1839 года изобретения) будут называться первые светописные пластины со светописным изображением — дагерротипия. Дагерротипные снимки составили эпоху в развитии истории фотографии, это было исключительно важно для популяризации фотографии на определенном этапе. Как отмечали современники, «... Дагер добился возможности удержать производимое изображение с изумительной точностью, гармонией света и теней, верностью перспективы и разнообразием тонов рисунка [...] никакой предмет не ускользает от этого способа. И при всем этом способ не труден, так что со дня его обнародования им сможет воспользоваться каждый желающий». При рождении светописи было высказано мнение о возможном соперничестве нового изобретения с мастерством художника. Журналы и газеты были полны сообщений о первых успехах нового искусства, рожденного химией, оптикой, солнечным лучом и изобретательским гением человека. В русском журнале «Северная пчела» от 14 сентября 1840 года высказывается мысль о том, что «...в художественном отношении выгоды дагерротипа неисчислимы. Путешественник не умеющий рисовать, может снимать виды, здания, памятники в несколько минут. Теперь у каждого путешественника может быть живописец в чемодане. Ему нужны только лучи солнца. Художники с пользою употребят дагерротип для снятия моделей. Самая верная и твердая рука не срисует так отчетливо как природа». Новое изобретение было воспринято восторженно в самых разных странах. Им стали овладевать все желающие, а не только те, кто имел талант художника. Будущей фотографии и всем сопутствующим ей аксессуарам предстоял долгий путь совершенствования в технической, химической и, конечно же, изобразительной сферах прежде чем она станет такой, какой мы ее сегодня привыкли видеть. Большой вклад в ХIХ веке в развитие светописи внесли российские ученые, художники и энтузиасты.Спустя несколько месяцев после опубликования открытия фотографии в Европе, адьюнкт Петербургской академии наук Юрий Федорович Фрицше представил президиуму письменный доклад, где сравнил методы Дагера и Тальбота и, что самое главное, приложил к нему несколько собственных изготовленных фотоснимков.  В России фотография сразу стала популярной. В Петербурге, Москве появились первые фотоателье. А в международном мире заговорили о творчестве русских мастеров «светописи»: Алексее Грекове, Сергее Левицком, Андрее Деньере. В ХIХ веке выходили в свет многочисленные журналы и справочники, на страницах которых фотография рассматривалась, как полноправный вид изобразительного искусства, создавались первые объединения профессионалов: фотографическое отделение Русского технического общества в Петербурге и Русское фотографическое общество в Москве. Первым по времени возникновения фотографическим обществом является V отдел Императорского Русского Технического Общества (1866 г.). Периодом его наиболее активной и плодотворной деятельности были 1878–1884 годы. Целью существования этих обществ было: содействие развитию фотографического искусства и профессиональному сближению фотографов, изучение и исследование фотографии как технической отрасли. Деятельность отдела выразилась в устройстве ряда конкурсов и публичных лекций, фотографических курсов по фотографии, исследований фототехнических особенностей фотографии, устройстве фотографических выставок. Фотография была признана очень выгодным ремеслом, который стал появляться повсеместно. В разных городах России открываются фотографические ателье. Такой жанр в фотографии, как фотопортрет стал очень популярным, а главное — доступным разным слоям общества и по скорости изготовления, и по соответствующей оплате. Фотосалоны для портретируемых в то время имели весьма своеобразные интерьеры. Необходимо помнить о том, что ХIХ век — век, когда не было электричества. Съемка велась исключительно при дневном освещении. Поэтому в старых фотосалонах были огромные окна. Как правило, одна из стен павильона была полностью стеклянной, либо был стеклянным потолок, для чего фотографы забирались на последние этажи домов. На стеклах, для регулирования освещения портретируемых, внутри помещения были драпировки из тканей (шелка, бархата и т.п.). В качестве оформления павильона использовали красивую мебель: кресла, подставки, этажерки, диваны, фрагменты колонн, балюстрад. Живописные картины украшали заднюю стену, создавая фон. Фотоаппараты поначалу были очень громоздкими и неудобными. Сейчас для того, чтобы изготовить фотографии разных размеров, мы пользуемся одним фотоаппаратом, только увеличиваем или уменьшаем расстояние при съемке и печати. А в ХIХ веке в фотосалоне стояло 5, а то и 7 фотокамер самых разных размеров. Размер фотоаппарата соответствовал размеру будущей фотографии.Среди фотографов появляются мастера портрета.Фотографию в ХIХ в. называют живописью для бедных, хотя это не очень соответствало действительности. Съемка у мастера стоила  дорого на первых порах, пока фотография не получила широкого распространения  в стране.Мастеров умевших снимать красиво,делавших фотографию и фотопортретпоистине художественным произведением было не так много в 40-х годах ХIХв. Находились первые фотозаведения в Москве и Петербурге. Одно из наиболее в то время посещаемых в Петербурге фотозаведений-это фотография Сергея Львовича Левицкого на Невском проспекте,наиболее посещаемое российская знатью,и интеллегенцией. За свои удачные работы он в последствии получает звание придворного фотографа Российского Императора. Снимки сделанные им бережно сохраняются в семейных архивах. На одном из представленных здесь в статье - Варвара Дмитриевна Долматова-Драверт.  Сергей Львович Левицкий, один из первых российских фотографов, внес значительный вклад в усовершенствование фотографических аппаратов ХIХ века. Именно ему удалось решить проблему c увеличением или уменьшением изображения, используя меха простой русской гармошки в задней панели фотокамеры. Это усовершенствование облегчило позднее работу фотографии и распространилось не только в России, но и за ее пределами. И еще одна проблема в работе фотографов была решена благодаря Левицкому. Дневное освещение значительно сокращало рабочий день фотографов, ограничивая его рамками светового дня. Совместно с известным российским ученым Д.И. Менделеевым С.Л. Левицкий во 2-й половине ХIХ века проводит опыты по искусственному освещению портретируемых в фотосалоне электрическими свечами Яблочкова. В 1883 году эксперты Венской выставки признали высокое качество фоторабот С.Л. Левицкого с применением электрического света. Именно с этого времени электричество пришло на помощь работе фотомастеров. Участие в международных и Российских фотовыставках было в то время для фотографов, работавших в области профессиональной  авторской фотографии непременным условием. Специальная экспертная комиссия оценивала работу как профессионалов, так и любителей. Наиболее отличившиеся фотографы приглашались к императорским, королевским, на востоке — шахским дворам и получали титулы придворных фотографов.  Фотоснимки ХIХ века были оформлены особым способом. Выполнены они были на очень тонкой фотографической бумаге и наклеены на лист высококачественного картона соответствующего формата. Этот лист картона назывался паспарту, на нем указывались фамилия, адрес, перечень выполняемых фотографом работ. Иногда в тексте паспарту на оборотной стороне снимка указывались награды фотографа, полученные им на выставках, год основания фотосалона в данном городе. Читая тексты паспарту, обращаешь внимание но то, какие названия давали фотографы своим павильонам: «Фотография Императорской академии художеств», «Художественная фотография», «Артистическая фотография», «Большая русская фотография», «Электрический павильон», «Общедоступная фотография» и т. п. Все они свидетельствуют о стилевом разнообразии в работе российских фотографов, среди которых были знатоки и любители живописи, поклонники технических новшеств в фотографическом искусстве. Качество фотографических работ ХIХ века (имеются в виду портреты горожан и знаменитых личностей) не идет ни в какое сравнение с работами в фотосалонах современных мастеров, так как требования при создании снимков в то время были очень жесткими, и каждый фотограф стремился получить признание в глазах именно своих заказчиков. Так завоевывалась популярность среди самых разных социальных слоев населения. Кстати, и названия у снимков были так же довольно поэтичные: визитный формат, малый американский кабинетный (или альбомный) формат, променадный, будуарный, салонный и т. п. Фотографиями украшали стены салонов, интерьеры комнат, кабинетов. Для них, как и для картин, изготавливались фотографические рамки с использованием дерева, изящного литья металла, использовались различные по окрасу виды проволоки и т.п. Некоторые деревянные фоторамы делали с полочками в верхней части, куда ставили затем фарфоровые статуэтки. Фотография в ХIХ веке, как новый вид изобразительного искусства, была и предметом коллекционирования. Примечательно, что в ХIХ веке такого понятия, как фотоальбом, не существовало. Снимки выполнялись на отдельных листах, комплектами, как и гравюры. Отдельные листы клеились на паспарту . В таком виде они продавались, а их владелец затем оформлял их по своему вкусу. Для этого обращались в специальные мастерские, где и изготавливался заказной альбом . Предметом коллекционирования были, конечно же, и фотографии членов семьи и друзей дома. Фотоальбомы для хранения именно фотографических снимков появились в конце ХIХ века. Они также отличались от современных и оформлением, и качеством используемых в изготовлении материалов  среди которых широко использовались высококачественный картон, бархат, шелк, металлические и перламутровые  накладки, инкрустация и замок с внешней стороны и т. п. Для каждого снимка в альбоме на отдельной странице было «окошечко», и оформление снимков напоминало миниатюрную картину в раме. «Новое и выгодное ремесло» — фотография — получило  широкое распространение в Российских городах  в 50-х годах XIX века.В конце ХIХ—начале ХХ вв. значительно совершенствующаяся фототехника способствует росту фотолюбительства. Эта часть любителей состоит главным образом из служащих, чиновников, военных и группируется в художественных фотографических обществах. Они  ставят перед собой задачи, во-первых, развития художественной фотографии, во-вторых, — сбор фотодокументального материала, максимально отображающего историческую действительность: жизнь города, местности, края. Споры о приоритетах в области профессиональной и любительской фотосъемки возникли сразу же с изобретением фотографии. Фотографы- любители как и фотографы-профессионалы могли принять участие в работе фотографических выставок  на равных. Это мог быть и портрет, и пейзаж, и жанровые сцены. За свою выставочную работу фотолюбители так же получали награды. Постепенно в рамках любительской, натурной, экспедиционной фотосъемки начинает зарождаться жанр фотодокументалистики. В первом десятилетии ХХ века количество специалистов, освоивших профессию фотографа, значительно увеличивается. Россия покрывается сетью в несколько тысяч портретных фотозаведений. Интересен  тот факт, что и в ХIХ, и в начале ХХ века работа фотографов требовала защиты авторских прав. В 1896 году Русское фотографическое общество созвало в Москве I съезд русских деятелей фотографии. Активную деятельность после этого съезда проявили русские фотографические общества именно в защите авторских прав. Борьба за охрану авторского права фотографами продолжалась 13 лет (1897–1911 гг.), положение вышло в марте 1911 года. В нем был предусмотрен 10-летний срок авторского права фотографа со дня выхода в свет его произведения. В начале ХХ века в России появляется новый вид фотографий — фотографии, предназначенные для открытого письма, — фотооткрытки. На таких фотооткрытках изображался пейзаж, городская архитектура. Но наибольшую популярность в качестве открытого письма приобретают портреты, одиночные и групповые. Такие фотооткрытки делались на плотной фотографической бумаге и имели один размер. На оборотной стороне было место для почтовой марки, для адреса и сообщений, кроме того, указывались фамилия и инициалы фотографа, у некоторых был свой знак, как мы сейчас сказали бы — логотип. В целом, в таких портретах начала ХХ века обращает на себя внимание снижение уровня мастерства исполнения фотоснимка и его оформления. В своем большинстве, к сожалению, фотозаведения становятся ремесленными предприятиями, где портретная съемка обслуживает расширившийся круг потребителей. Соответственно, и с развитием фототехнической промышленности и доступности технических средств, увеличилось и число неквалифицированных любительских фотоснимков. Это постепенно привело к значительному снижению требований к уровню фотосъемки. Фотография постепенно перестает развиваться в плане большого искусства. В середине ХХ и начале ХХI века происходит возврат и возрастает интерес  фотомастеров  к творческой работе в этом виде искусства: к художественной, пейзажной, портретной и др. съемкам. Искусство передачи увиденного в его лучших образцах снова получает название «светопись» на новом этапе своего развития.

Просмотров: 442 | Добавил: sitemacker | Теги: уникальные статьи, СВЕТОПИСЬ, история фотографии в России, первые российские фотографы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: