Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Февраль » 17 » ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ХIХ начала ХХ вв.
16:26
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ХIХ начала ХХ вв.

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ФОТОГРАФИЙ  В МУЗЕЕ ЗАПАДНО СИБИРСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (ЗСОИРГО).

«Обширность малоизвестных, неисследованных во всех отношениях окраин азиатских частей России, с их жуткой таинственностью и суровой, часто недоброй славой дикой страны, привлекающих одних и отпугивающих других, породила повышенный интерес к познанию этой страны. Среди служилого, торгового и промышленного населения Сибири появляется немало любителей краеведов, ведущих изучение края в форме летописей, собирании музейных экспонатов и т.п. путями»[i], - отмечалось в очерке о пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского Отдела Географического Общества. С момента возникновения научный отдел занимался изучением, как Западной Сибири, так и сопредельных с нею территорий: Средней Азии и Западного Китая, севера Западной Сибири. Исследования шли в географическом, естественно-историческом, археологическом и этнографическом  направлениях. ЗСОИРГО оказывал содействие лицам, посещающим Западную Сибирь с ученой целью, снаряжал экспедиции, собирал книги, рукописи, карты, фотографии. К фотографии, как к новому изобретению ХIХ века, здесь уделялось особое внимание. Исследователи оценили по достоинству ее достоверность, как документального и изобразительного источника. Местом хранения фотографическим коллекциям была определена библиотека отдела. Здесь они хранились и накапливались наряду с ценными, редкими книгами, рукописями, экспедиционными отчетами, которые, как правило, иллюстрировали снимки сделанные на выезде членами ЗСОИРГО. Фотографические коллекции по этнографии народов Сибири и сопредельных с ней территорий стали формироваться при музее ЗСОИРГО с 1878 г. /Хронологический диапазон фонда ЗСОИРГО-ЗСОРГО 1877-1930 гг./. Спектр этносов, представленный в фото фонде самый разнообразный. Это представители народностей, проживающих на территории Средней Азии, Казахстана, приграничных территориях с Китаем, северные народности: остяки и вогулы, самоеды. Восточный регион представлен этническими группами, проживающими на Камчатке, Дальнем Востоке. Комплектование фотографических коллекций по названой теме велось первоначально за счет коллекционеров, поклонников нового вида изобразительного искусства. Дарения были, как правило, единичными, но дарители непременно указывали, от кого фотографии были «пожертвованы» научному обществу. Например, на снимках остяков и самоедов (первых поступлениях в фонды музея 1877 г.), на обороте значится, что «Вся эта коллекция северных инородцев подарена Михаилом Степановичем Знаменским в июне 1877 г.».Первая большая и полноценная коллекция этнографических фотографий поступила в 1887 г. от генерал-губернатора Степного края - Герасима Алексеевича Колпаковского. Собрание его фотографий оформлено в «Этнографический альбом Семиреченской области и Кульджинского района». Архивные данные сообщают, что Г.А. Колпаковский имел собрание фотографий, составленное им «собственноручно» еще в бытность его военным губернатором Семиреченского края. При использовании фотографического материала к выставкам Г. Е. Катанаев в своих записках неоднократно отмечал, что многие фотографии именно из этого собрания, подаренного Колпаковским музею ЗСОИРГО. Экспедиционные выезды, исследовательская деятельность ЗСОИРГО позволили упорядочить комплектование фотографического фонда. Эффективным источником пополнения коллекций стало участие музея ЗСОИРГО в российских и международных выставках. Активная подготовка отдела, обмен, дарения между музеями, организациями и частными лицами, которые на выставках представляли свои фотографии, обеспечивали приток новых и интересных материалов. Первой такой выставкой, стала антропологическая выставка в Москве в 1879 г./здесь и демонстрировались впервые фотографии остяков 1877 г./, затем, в1887 г., последовала естественно - научная выставка в Екатеринбурге. Подготовку музея ЗСОИРГО к выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде следует отметить особо. К этому времени здесь действует фотографическая комиссия, составленная из людей увлекающихся фотографией. Кроме того, при музее есть фотографическая аппаратура, которой снабжаются все отправляющиеся в экспедицию сотрудники. Фактически созданы все условия для полноценной работы по накоплению иллюстративного материала. Именно за 1895-1896 гг. - годы подготовки и проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки фотографические коллекции музея значительно увеличились. Это касается и коллекций по указанной теме. В начале 1895 г., из Петербурга, от председателя РГО П.П. Семенова-Тяншанского в Омск, председателю - Г.Е. Катанаеву, была выслана подробная инструкция академика В. Радлова «Инструкция для собирания этнографических предметов, относящихся до быта киргизов Степного генерал-губернаторства». Она включала в себя 15 разделов, по которым рекомендовалось сделать тщательный отбор предметов и особенно фотографий. В инструкции на этот счет говорилось следующее: «Желательно иметь по возможности полную коллекцию фотографий киргизов en face en profil. Фотографии групп, представляющих различные сцены из киргизского быта, юрточной жизни, пиршеств, народных праздников, собраний свадеб и др.»[ii] Степной край – это не только зона обитания киргиз. В ответ на присланную ему инструкцию, Г. Е. Катанаев издает в Омске в типографии окружного штаба «Краткий обзор и перечень предметов, которые желательно иметь в Степном отделе Нижегородской Всероссийской выставки 1896 г.». Здесь уделяется внимание не только югу, но - и северу Степного края, Западной Сибири: историческому, промышленному, экономическому развитию края. П.П. Семенов-Тяншанский торопил Г.Е. Катанаева с высылкою фотографий к выставке. В одном из писем он писал: «При размещении экспонатов за каждым из представленных подотделов, прежде всего сохранена будет характерная свойственная ему физиономия, о которой судя по Вашему письму так заботится Географический отдел»[iii]. Для подготовки видеоинформации к выставке были задействованы силы не только фотографов-любителей отдела, но привлекались и силы омских фотографов – профессионалов. Большой и значимой для отдела этнографической коллекцией фотографий стала экспедиционная работа фотографа ЗСОИРГО, военного топографа Николая Авксентьевича Крекова. Накануне отправки экспонатов в Нижний Новгород Креков направил записку председателю ЗСОИРГО – Катанаеву: «…Милостивый государь!.. Предлагаю ЗСОИРГО выдать мне на фотоматериалы денег в количестве 45 рублей. Я обязуюсь доставить отделу 30 марта 1896 г. фотографический альбом видов и типов Семиреченской области и Кульдждинского района, снятых, во время летней поездки в 1894-1895 гг…»[iv] Коллекция снимков Н.А. Крекова «Виды и типы Семиреченской области и Кульджинского района» стала второй  коллекцией этнографических снимков по Семиречью. Оформлена она была в 3 альбома. Позднее только коллекция этих снимков была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Так сложилась фотографическая коллекция этнических типов по южному, пограничному с Китаем региону. Следует упомянуть еще одну коллекцию фотографа Н.А. Крекова, экспонировавшуюся на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г., а затем поступившую в фотофонд музея: «Виды и типы, снятые во время летней поездки по Акмолинской, Сыр-Дарьинской и Семипалатинской областям в 1894 г.». Туркестан, киргизская степь – вот объекты съемки, вызывающие и сегодня интерес у исследователей. Работы Н. А. Крекова неоднократно получали высокую оценку у профессиональных фотографов на Российских и международных выставках, он был награжден золотыми и серебряными медалями. Киргизскую степь, так интересовавшую Русское географическое общество в Петербурге, в своих фотоработах на выставке представили члены географического общества П.Б. Яшеров, Де Лазари, И.М. Разоноер, Г.Е. Катанаев. Киргизы, находившиеся в непосредственной близости к Омску, и населявшие его окраины, были объектом изучения и исследования. В пригороде Омска до 1917 г., на озере Чередовом /нынешний район телевизионного завода /, находились киргизские аулы, куда горожане выезжали на отдых, на кумыс. Позднее к коллекции этнографических снимков о киргизах, составленной к Нижегородской выставке добавится фотосъемка князя П.А. Хворостанского (1903 г.), А. Пахотина (1915 г.) и экспедиционный отчет членов ЗСОИРГО (1898 г.) по исследованию горько-соленых озер Акмолинской области. Работы названых авторов знакомят и с условиями бытования и национальным колоритом киргизских поселений. Работы Г. Е. Катанаева, подготовленные к выставке В Нижнем Новгороде, подробно отслеживали и заселение Степного края разными национальностями из Европейской части России: малороссами, великороссами, мордвой, татарами, немцами. Русских в Сибири снимал А.А. Антонов – профессиональный фотограф Омска. А.А. Антонов, принимал участие в экспедиционных выездах омского научного общества. Нижегородская выставка пополнила этнографическую коллекцию фотографий музея подаренным, членом госсовета России А.А. Бобринским, фотоальбомом «Закаспийский край 1895 г.». В альбом вошли снимки Бухары и Самарканда, Казалинска, и Чарджуя, Ташкента и других городов. Каменные кружева дворцов и мавзолеев, медресе и мечетей, монастыри, усыпальницы великих правителей, трон Тамерлана, портрет Бухарского эмира и его семьи, самаркандского князя, типы народностей, населявших в то время край, восточные базары, сбор хлопка, погребальные обряды - вот краткое содержание видеоряда, который предлагается к просмотру в этом альбоме. Ориентировочно в конце 30-х годов ХХ века, к этой коллекции добавился фотоальбом "Фотографии Центральной Азии"/фотограф Ф.Р. Мартин/. Так сформировалась коллекция этнических типов  южной окраины Российской империи - Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств. Северный регион: остяки, вогулы, самоеды – представленные ранее в фондах музея двумя фотографиями 1877 г., экспонировавшимися на антропологической выставке в Москве,- позднее был дополнен фотографической коллекцией исследователя Севера Александра Александровича Дунина – Горкавича, любезно предоставленной им музею ЗСОИРГО к Нижегородской выставке 1896г. С 1890года А. А. Дунин-Горкавич служил лесничим на Тобольском Севере, где и познакомился с природой этого края и своеобразием его населения. Он поставил своей задачей изучение Севера: его нужд, промыслов, оленеводства, путей сообщения, знакомясь попутно с бытом, традициями остяков, вогулов и самоедов. В Нижнем Новгороде А. А. Дунин – Горкавич был награжден дипломом выставки «за научную ценность составленной им коллекции по этнографии и промыслам остяков»[v].В 1902-1917 гг. район экспедиций и исследований Сибири расширился до Енисея за Байкал, за южно-сибирские горы. Как сказано в «Очерке 50-летней деятельности Западно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества», что эта работа не вполне оправдала себя. Тем не менее, произошло пополнение фонда этнографических фотографий в 1902 г. за счет экспедиции К. П. Линда в верховья реки Иркута, 1912 г., И.Н. Шухова по северу Тобольской губернии, 1913 г. А.Е. Новоселова на Алтай. Фотографические снимки, сопровождавшие рассказы докладчиков на заседаниях ЗСОИРГО после экспедиций были переданы в музей. Среди ранее собранных этнических типажей появляются буряты, русские старообрядцы. После экспедиции членов ЗСОИРГО Козлова и Цибикова в 1900 г. на Тибет, причем последний прожил там более года, пополнились фонды музея двумя фотографиями – панорамными видами столицы Тибета - Лхасой и тибетского монастыря. Альбомы фотографий графа И.И. Воронцова – Дашкова – домашний дневник путешествий на Камчатку и по Дагестану в 1901-1903 гг. Как и положено, дневник предваряет подробная карта с маршрутом его путешествия из столицы Великобритании через всю Россию. Граф был неплохим фотографом-любителем, снимки хорошо сохранились. Снимал Воронцов все, что было ему интересно: представителей различных национальностей, их поселения, национальные праздники, природные условия проживания,национальные особенности в рыбной ловле и т. п. Приемником музея ЗСОИРГО в 20-е-30-е гг. стал Западно-Сибирский краевой музей. Традиции экспедиционной работы и накопления видеоинформации сохранились и при новом руководстве музея. К сожалению, качество фотосъемки ухудшилось, но это упрек скорее к фотохимической промышленности того времени, чем к навыкам фотографов. Снимки А. Ф. Палашенкова, сделанные среди ненцев на северном мысе Хальцыянай - Сале, снимки неизвестного фотографа в киргизском ауле Картас – экспедиционные фотографические находки того времени по северным и южным народностям СССР. Так в ХIХ начале ХХ вв. постепенно собирался фотоматериал, составляющий на сегодняшний день одну из самых информативных и зрелищных коллекций Омского Государственного историко краеведческого музея. 

 



[i] Записки Западно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества. Омск 1927г., с3.

[ii] Инструкция для собирания этнографических предметов, относящихся до быта киргизов Степного генерал-губернаторства.-Спб.,1895.-С.10.

[iii] ГАОО.Ф.86.Оп.1.Д.53.Т.1.Л.1.

[iv]Та м же. Л.119

[v] ЕТГМ,1896,вып.4,раздел 7,с.1-14.

 

 

 

 

 

 

 

 


Просмотров: 1153 | Добавил: sitemacker | Теги: исторические исследования Сибири в , история фотографии в России, этнографическая фотография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: